Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт. И Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Уже есть понятие «Интернет-зависимость». Интернет сформировал новый мир для общества.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
Интернет меняет и тип журналистики. До сих пор ученые определяются, каким общим определением назвать этот тип журналистики, принадлежащий только ко всемирной сети. Ее называют «онлайн-журналистикой» (М. Б. Паломо Торрес), «цифровой журналистикой» (Х. Канга Лареки и Б. Гарсиа Галло), «кибержурналистикой» (Х. Флорес Вивар) и пр. Сайты с журналистской тематикой называют «интернет-СМИ», «сетевые медиа» и «онлайновые медиа».
Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
Интернет изменил и способ взгляда общества на новости. Если до появления Интернета социум узнавал о новостях из телевидения, главный источник информации для него были книги и журналы с новостями, то теперь приоритет становится у Интернета.
Целью данной работы является рассмотрение инноваций в медиасфере и их роли в современном обществе.
Задачи:
- описать актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа;
- рассмотреть трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ;
- проанализировать современные требования к журналисту;
- описать вопросы информации как практической проблемы, вопросы медианасилия в современных медиа;
- рассмотреть позитивные и негативные отношения воздействия социальных сетей на молодое поколение, Интернет как сферу самореализации молодёжи.
Теоретическая база исследования. При написании мы опирались на работы В. А. Евдокимова «Массмедиа в социокультурном пространстве» , Е. А. Барановой «Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография» , Б. В. Кондакова, В. С. Абрамовой «Автор и читатель в пространстве художественного текста» , Г. Ч. Гусейнова «Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей» и др.
Степень разработанности темы. В данной работе были использованы методологические данные научных работ таких авторов, как Пинчук О. В. , Щекотуров А.В. и др.
Объект исследования – инновации в медиасфере. Предмет исследования – особенности современных инноваций в медиасфере.
Методы:
общенаучные методы – анализ и синтез, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, а также описательный, контентный, контекстуальный методы, сравнительно-сопоставительный;
методы эмпирического исследования – наблюдение, моделирование, социально-культурный метод, искусствоведческий анализ.
Практическая значимость.
Выявлены особенности инноваций в медиасфере и их роль в современном обществе. Определена важность современной информации в Интернете как практической и теоретической проблемы.
Результаты работы могут быть использованы в профессиональной сфере при подготовке журналистов, PR-специалистов.
Структура работы обоснована логикой исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих по 2 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Особенности Интернета как новой информационно-коммуникационной среды
1.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно.
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся .
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной. Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка. Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017
2) Бекбулатова Т. Дорога в Аскиз// https://nasiliu.net/doroga-v-askiz/ (дата обращения 29.11.2020)
3) Варламова Д.Автор, пиши еще: как блогеру заинтересовать издателей? [Электронный источник]:https://theoryandpractice.ru/posts/10751-blogger-writer(дата обращения: 29.11.2020)
4) Волкунова Е. Всё впереди//https://takiedela.ru/2019/11/vse-vperedi/(дата обращения 29.11.2020)
5) Гусейнов Г.Ч. Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. – М., 2016, № 33
6) Декларация Гильдии судебных репортеров "О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования"// https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/759-deklaratsiya-gildii-sudebnykh-reporterov-o-printsipakh-chestnoj-raboty-v-zhanrakh-sudebnogo-ocherka-i-reportazha-a-takzhe-zhurnalistskogo-rassledovaniya (дата обращения 29.11.2020)
7) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 222 с.
8) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 29.11.2020)
9) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 29.11.2020)
10) Как бренды используют TikTok — инструменты и кейсы [Электронный ресурс] // URL; https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2019/02/22/270114.phtml[Режим доступа: 29.11.2020]
11) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 29.11.2020)
12) Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста //Филологические заметки (PhilologicalStudies). –Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018
13) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2017
14) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
15) Медведев С.А. Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в интернет- рецензии // Филология и человек. –Барнаул, 2015,№ 1. – 124 – 130 с.
16) Молчанов А. В. Отзыв о портале Ридеро [Электронный источник]:https://ridero.ru/l/success/#author-11 (дата обращения: 29.11.2020)
17) Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М., 2017
18) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 29.11.2020).
19) Пинчук О. В. Жанровые и тематические особенности сетевого видеоконтента // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Под ред. А. М. Шестериной. Воронеж, 2018. С. 145
20) Рекламная кампания для «Полисорб» в TikTok»[Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/marketing/106168-reklamnaya-kampaniya-dlya-polisorb-v-tiktok [Режим доступа:29.11.2020]
21) Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии. URL: https://psyfactor.org/lib/starova.htm (дата обращения 29.11.2020)
22) Стоит ли работать с блогерами в Тик Ток: за и против [Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/social/90271-stoit-li-rabotat-s-blogerami-v-tik-tok-za-i-protiv [Режим доступа: 29.11.2020]
23) Телевидение между искусством и массмедиа / Ред.-сост. А.С. Варта-нов. – М.: Государственный институт искусствознания. М., 2015
24) TikTok для бизнеса. Успеть за 15 секунд. Тренды, реклама, заработок [Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/social/83394-tik-tok-dlya-biznesa-uspet-za-15-sekund-trendy-reklama-zarabotok[Режим доступа: 29.11.2020]
25) TikTok: перспективы развития, трафик и реклама. [Электронный ресурс] //URL; https://partnerkin.com/blog/stati/tiktok_perspektivy_razvitiya_t [Режим доступа: 29.11.2020]
26) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(дата обращения 29.11.2020)
27) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991. С
28) Хартия телерадиовещателей// https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756(дата обращения 29.11.2020)
29) Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник ННГУ им. Лобачевского. 2018. №3(1). С. 441-445.
30) Federman J. (Ed.) National Television Violence Study. Vol. 2. – Santa Barbara: University of California, Center for Communication and Social Policy, 1998
31) The Norwegian Government’s Campaign to Combat Violence in the Visual Media. – Oslo, 1995
32) Whitty M.T. Liberating or debilitating? An examination of romantic relationships, sexual relationships and friendships on the Net // Computers in Human Behavior, 2008. V. 24. P. 1837-1850.